Золотая кувалда - 2008

12 декабря 2008 года Анти-приз «Золотая Кувалда» за 2008 год был присужден Министру здравоохранения и социального развития Т. Голиковой.

1. До 1 января 2008 года действовала редакция Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ", в соответствии с которой (согласно подпункта «д» пункта 1 статьи 24) «Отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам: … имеющим ребенка в возрасте до трех лет;»1 .
Если у военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, рождался ребенок, то в соответствии с пунктом 4 статьи 51 этого же закона он имел право на досрочное увольнение с военной службы.
С 1 июля 2004 года отсрочку от призыва на военную службу получили также граждане «имеющие жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;» (подпункт "и" пункт 1 статьи 24 данного закона).

2. Первого апреля 2006 года Председатель Правительства РФ М. Фрадков подписал Распоряжение N 445-р о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву".
Согласно пояснительной записке, целью законопроекта [01] было законодательное обеспечение сокращения сроков военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Однако при этом «для обеспечения возросшей в этой связи ежепериодной потребности военной организации государства в призывных ресурсах предлагается сократить количество оснований для предоставления гражданам отсрочек от призыва на военную службу (социально значимые отсрочки сохраняются).» [02]

3. В правозащитном сообществе предусмотренная законопроектом отмена ряда социальных отсрочек от призыва вызвала резкие возражения. Отсрочка по уходу за новорожденными детьми представлялась как раз социально значимой. Тем более, что речь шла не об освобождении от военной службы, а о предоставлении отсрочки от нее. По этому поводу было принято специальное заявление [03], распространена подробная информация о готовящихся изменениях [04].

4. Федеральный закон N 104-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОКРАЩЕНИЕМ СРОКА ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ" был принят Государственной Думой (14.06.2006), и 06.07.2006 подписан Президентом [05]. Этим законом вся система отсрочек, прописанная в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» была существенным образом изменена [06]. При этом была ликвидированы отсрочки от военной службы и для граждан, имеющих ребенка в возрасте до трех лет2 , и для граждан, имеющие жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель, а также ряд других социальных отсрочек.
Все эти изменения вступали в силу с 1 января 2008 года.
Во время представления законопроекта в Государственной Думе, Панков Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации, пообещал, Правительство готовит введение пособий для жен военнослужащих, имеющих детей, - взамен отменяемых отсрочек [07].

5. Не дождавшись правительственного законопроекта[08], 23 марта 2007 года депутатами Государственной Думы ФС РФ Е.Ф. Лаховой, В.М. Заварзиным, В.Л. Горбачевым, был внесен законопроект N 411202-4 [09], призванный, по мнению авторов, «установить дополнительные меры государственной поддержки детей и беременных жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в виде денежных выплат» [10].
5 октября 2007 года законопроект был принят Государственной Думой, а от 25 октября 2007 года, в качестве Федерального закона N 233-ФЗ, подписан Президентом РФ [11].
Принятым законом устанавливались единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (в размере 14000 руб.), а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (6000 руб. в месяц).

6. Правозащитное сообщество продолжало обращаться к депутатам Государственной Думы и Законодательных собраний регионов, настаивая на возврате социальных отсрочек [12], [13].

7. В целом же в обществе отмена социальных отсрочек, скомпенсированная сокращением срока военной службы до 1 года, и введением пособий (для военнослужащих, имеющих детей до трех лет), протестных настроений не вызвала. Однако без конфликта все же не обошлось.

8. Законодатели, принимая федеральный закон 233-ФЗ, во второй статье данного закона, не отделили запятой деепричастный оборот «начиная с 1 января 2008 года» [11]:
Статья 2. Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возникает у лиц, указанных в статьях 12.3 и 12.5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции настоящего Федерального закона), при призыве граждан на военную службу начиная с 1 января 2008 года.
Это привело к возможности двоякого толкования данного предложения, совсем как в классической фразе «казнить нельзя помиловать».
А именно:
а) право на пособие возникает у лиц при наличии определенного обстоятельства (при призыве граждан на военную службу) начиная с 1 января 2008 г. (толкование автора статьи);
б) право на пособие возникает у лиц при призыве граждан на военную службу начиная с 1 января 2008 г. При таком толковании определяющей является дата призыва на военную службу (с 1 января 2008 г. и далее).

9. Трудно было ожидать, что в России найдется государственная структура, которая будет настаивать на втором толковании этого положения закона. Ведь смыслом федерального закона 233-ФЗ как раз и является замена отмененных льгот (отсрочек от призыва) другими формами социального обеспечения (выплатой пособий)3 . А согласно второй трактовки, молодые люди, призванные на военную службу до 1 января 2008 года, в случае рождения у них детей после этой даты, во-первых, не имеют права на увольнение с военной службы в связи с рождением ребенка (104-ФЗ), а во-вторых их жены – не имеют права на пособия (233-ФЗ в трактовке б).

10. Тем не менее, именно Министерство здравоохранения и социального развития РФ заняло такую позицию [14], [15], [16], [17].

11. С начала 2008 года, в комитеты солдатских матерей, в другие правозащитные организации, стали поступать жалобы жен военнослужащих, призванных на военную службу до 1 января 2008 года, что после рождения у них детей (в 2008 году), и предоставления ими всех необходимых документов в территориальные органы соцзащиты, они получают отказы на зачисление пособий (см., например, [18], [19], [20]).
Причем отказы мотивируются именно позицией Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Практически все территориальные органы соцзащиты обращались по этому поводу за разъяснением в Министерство (см., например, [21], [22], [23]), так как согласно постановлению Правительства РФ от 28.12.2006 N 821 Министерству здравоохранения и социального развития РФ дано право издавать по согласованию с Министерством финансов РФ и при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти соответствующие разъяснения в целях единообразного применения Федерального закона «О государственных пособиях граждан, имеющих детей».

12. Союз комитетов солдатских матерей России, другие правозащитные организации, в течение всего 2008 года направляли письма, обращения, требуя разрешить скорейшим образом возникшую на пустом месте4 проблему [24], [25], [26], [27], [28], [29].

13. Свою правовую позицию по данной проблеме (необходимости трактовки данной правовой коллизии по первому варианту) высказали представители Министерства обороны (см., например, [30], [31], [32]), Главной военной прокуратуры [33], ряда региональных прокуратур [34], Уполномоченные по правам человека в ряде регионов (см., например, [35], [36]), независимые эксперты [37].

14. Судебная практика разделилась. Есть дела, в которых граждане, обжалуя отказ региональных органов соцзащиты по выплате им пособий, проигрывают их (см., например, [38]), но есть и выигранные дела5 , решения которых обязывают органы соцзащиты выплачивать пособия [39], [40]. Последнее дело интересно тем, что оно было инициировано районным прокурором – в защиту прав жены военнослужащего.

15. Калужская область стала единственным на данный момент регионом, в котором региональные власти не допустили унижения своих граждан и приняли постановление, обязывающие территориальные органы соцзащиты выплачивать спорные пособия [41], [42].

16. В ноябре 2008 года юристы Комитета Солдатских Матерей Астраханской области уже подготовили жалобу в Конституционный Суд [43], когда стало известно о внесении депутатами Государственной Думы В.М.Заварзиным, Ю.А.Савенко законопроекта, призванного «установить единые меры государственной поддержки детей и беременных жен всех военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и проходящих военную службу по призыву в одинаковых условиях невозможности находиться в период и после рождения ребенка с семьей». [44], [45], [46].

17. Как отмечают авторы, «степень социальной значимости и актуальности законопроекта подтверждена соответствующими обращениями граждан, количество которых возрастает пропорционально удалению от даты 1 января 2008 года» [45].
Известно, что Правительство своим распоряжением в начале сентября 2008 года поручило Министерству Обороны РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ и Министерству Финансов РФ разработать законопроект, предусматривающий распространение права получения пособий на детей, рожденных в 2008 году, и беременных жен военнослужащих, призванных на военную службу в 2006-2007 годах [20], [22]. Будем надеяться, что либо вышеупомянутый законопроект депутатов, либо законопроект Правительства все-таки будут рассмотрены и приняты, и все пособия в полном объеме дойдут до всех, кому они положены. Отрадно, что наша власть научилась в относительно короткое время ( что такое год, полтора по сравнению с тысячелетней историей России!) разрешать проблемы, которые сама же и создает.
Только кто объяснит тысячам юных мам – почему их принудили голодать? Лишив к тому же мужниной помощи. Просто потому, что министр ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ привыкла больше следовать букве закона, чем его духу?

 

1Впервые это основание для отсрочки от военной службы появилось в предшествующем варианте закона «О воинской обязанности и военной службе» (N 4455-1 от 11.02.1993), вступившем в силу с 1 марта 1993 года. В советское время, закон «О всеобщей воинской обязанности» такого основания для отсрочки не предусматривал. В варианте этого закона, действовавшего в 1967-1993 гг., освобождение от военной службы предоставлялось гражданам, имевшим двух и более детей, в варианте закона 1939-1967, гражданам, имеющим детей, отсрочка или освобождение от военной службы не предоставлялось вовсе.

2Оставлена отсрочка гражданам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет, либо имеющим двух и более детей.

3Пусть и совершенно не равноценная – с точки зрения правозащитного сообщества. Участие отца в выращивании и воспитании ребенка невозможно компенсировать материальными средствами.

4Внимательное изучение финансово-экономического обоснования [10], сопровождавшего принятие 233-ФЗ, показывает, что средства на выплату пособий женам военнослужащим, были запланированы в бюджете, в независимости от времени призыва их мужей на военную службу – до или после наступления 2008 года.

5Уже вступившие в силу.

Мониторинг СМИ

  1. Военнослужащих с лишним весом будут увольнять
  2. Солдатское жалование
  3. В Челябинской области снижен план по призыву срочников в армию
  4. В Астрахань из армии прибыл очередной груз - 200
  5. Ставка на качество: Владимир Путин сократил численность Вооружённых сил России
  6. В Северном округе заработал консультативно-правовой центр для призывников
  7. Этой осенью служить в армию отправились 145 серпуховичей
  8. Порядка 400 юношей из Балашихи и Реутова призовут на службу во время осеннего призыва 2017 года
  9. Из двух районов Пензы в армию отправятся 146 призывников
  10. Минобороны построит общежития в 13 гарнизонах для семи тысяч контрактников
  11. За 1,5 месяца Минобороны укомплектовали призывниками на четверть
  12. В Волжском в армию отправились 24 призывника
  13. Новобранцы из Крыма пополнят состав 150-й мотострелковой дивизии
  14. В горвоенкомате состоялась пресс-конференция по вопросам призыва
  15. На службу в Ростовскую область из Севастополя отправились 35 новобранцев
  16. Окружной военком рассказал, чем болеют призывники
  17. На Среднем Урале призывные комиссии продолжают работу по призыву граждан на военную службу
  18. Из Нижнекамска более 30 человек отправились в армию
  19. 130 призывников с Ямала уже отправились к месту службы
  20. Минобороны пообещало оперативно решать проблемы новобранцев